settings_phone Написать письмо

Урок вежливости

28 Апреля 2024 Категория: Детский дом Просмотров: 2485 Комментариев: 0

Анонс к занятию

 «Поведение — это зеркало,

в котором каждый показывает

свой облик».

Гете

 Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоционального общения – все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей.

 Занятие «Урок вежливости» направлено на формирование внутренней культуры детей, воспитание уважения к окружающим, желанию быть вежливыми.

 

Занятие

«Урок вежливости»

 

Подготовила и провела – Панютина В.И.,

воспитатель высшей категории.

 

Вежливость - это умение себя вести так,

 чтобы другим было с тобой приятно.

 

Для детей младшего и

 среднего школьного возраста

Время проведения – 40 минут

 

Цель: развитие умений  вести себя в согласии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета.

Задачи:

- отработать навыки культурного поведения;

- развивать навыки культурной речи с использованием вежливых слов, и выражений;

- воспитывать желание быть вежливым, чутким, добродушным;

 

Ход занятия:

Вступление.

Много изменилось в жизни человечества за миллионы лет

Миллиарды раз в жизни людей повторялись некоторые обычные повседневные ситуации: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чём-либо, выражали сочувствие. Люди находили и передавали из поколения в поколение самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения или правила вежливости.

Что такое вежливость?

 До 16-го века в русском языке широко употреблялось слово «ВЕЖЕ»:

«ВЕЖЕ» - это знаток.

«ВЕЖЕ» - это ведать, знать.

«ВЕЖЕ» – это человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации.

«ВЕЖЕСТВО» – превратилось в «вежливость».

«Вежливость» – ценное качество

(чтение стихотворения «Урок вежливости »

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести :
– В гостях, медведь,
нельзя реветь,
Нельзя грубить и чванится.
Знакомым надо кланяться,
Снимать пред ними шляпу,
Не наступать на лапу, 
И не ловить зубами блох,
И не ходить на четырёх.

Не надо чавкать и зевать,
А кто зевает всласть,
Тот должен лапой прикрывать
Разинутую пасть.

Послушен будь, и вежлив будь,
И уступай прохожим путь,
А старость уважай.

И бабушку-медведицу
В туман и гололедицу
До дома провожай!

Так Мишку лет пяти-шести
Учили, как себя вести…
Хоть с виду стал он вежливым,
Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям –
Лисицам и медведям,
Знакомым место уступал,
Снимал пред ними шляпу,
А незнакомым наступал
Всей пяткою на лапу.

Совал, куда не надо нос,
Топтал траву и мял овёс.
Наваливался брюхом
На публику в метро
И старикам, старухам
Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести
Учили, как себя вести

Но, видно, воспитатели
Напрасно время тратили!
(С. Маршак)

 

Существует несколько приемов, чтобы научиться вежливости:

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня – “манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”.

Итак, быть вежливым значит : первое -  знать общепринятые нормы и правила поведения; второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье –вырабатывать  прочные и устойчивые привычки поведения.

Практическая часть.

Входит король:

« Я король Людовик расскажу вам об этикете. Когда я правил страной меня называли Король – Солнце за необычную любовь к роскоши. Я устраивал различные баллы. Однажды на одном из приемов я решил вручить гостям

 карточки – этикетки, с перечислением  некоторых обязательных правил поведения. От слова этикетка и произошло слово «этикет». Пришёл я к вам для того чтобы посмотреть как вы  владеете знаниями этикета и правилами вежливости, принёс вам игру «Беспроигрышная лотерея», с задачками на вежливость. ( Задания на карточках, передаются ведущему).

 

Ведущий: Все вы знаете, что такое лотерея. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на которой будет записано, какое правило этикета вам нужно выполнить. Вы выполняете правило и получаете награду – аплодисменты.

Итак, начинаем. Кто первый?

 

Задания для карточек:

  1. Выйти с (имя, фамилия девочки) за дверь.

(Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперед)

  1. Помочь (имя, фамилия девочки)  надеть куртку.

(Нужно  взять у девочки куртку и держать, пока девочка вставит руки в рукава, потом сзади поправить воротник на куртке)

  1. Позвоните по телефону и  узнайте, что задано по математике (трубку возьмет мама)

(Нужно взять трубку, сказать «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя девочки). Передайте, пожалуйста, что звонил  (имя, фамилия мальчика). Я хотел узнать, что задано по математике.

  1. Вы чихнули (Скажи «ап-чхи!»). Ваши действия.

(Нужно сказать: «Простите»)

  1. Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия.   

(Нужно постучать, открыть дверь и сказать: «Здравствуйте, я опоздал, разрешите пожалуйста войти»)

  1. Вы идете по улице. Впереди старушка с тяжелой сумкой. Предложите ей свою помощь.

(нужно подойти к «старушке» и сказать: «Давайте я вам помогу»)

  1. Вы сидите у друга в гостях. Внезапно в комнату входит бабушка вашего друга. Ваши действия.

(Нужно встать, поздороваться и стоять, пока бабушка не сядет, или не выйдет из комнаты, или сама не предложит вам сесть)

8. Вы отправляетесь в театр, но так как театр расположен далеко вы вынуждены воспользоваться общественным транспортом. Перечислите правила поведения в общественном транспорте.

чего нельзя делать в общественном транспорте:

·         бросать мусор на пол

·         заглядывать в газету, которую читает другой пассажир,

·         вытягивать ноги в проход;

·         в переполненном транспорте ставить сумки на сидячие места;

·         громко разговаривать.

9. Вы в кино, назовите правила поведения в кино, или на концерте.

 

10. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, если надо, то, как это сделать? (Ответ: надо поздороваться кивком головы или жестом, но ни в коем случае не кричать через весь автобус)

11.  В школьном коридоре разговаривают учителя. Мальчик увидел среди них своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: “Здравствуйте, Вера Ивановна!” Какую ошибку допустил мальчик? (Ответ: ““Здравствуйте” должно быть адресованным всем учителям, а не только классному руководителю.)

12. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с неизвестным тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Ответ: надо)

13. Кто должен первый закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили? (Ответ: тот, кто позвонил)

14. встречаете вы человека часто, например, на автобусной остановке, по пути в школу, но незнакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Ответ: да)

15. Ваш знакомый едет в другой город, и вы хотите передать с ним письмо другу. Оно написано, вложено в конверт. Спрашивается, надо ли заклеивать конверт, как обычно, или он не должен быть запечатан? (Ответ: нет, не надо, иначе ваш знакомый может обидеться за недоверие к нему.)

16. Вам подарили вещь, которая у вас уже есть, или вам не нужна, или не нравится. Что вы скажете тому, кто её подарил?

17. Разыграйте пантомиму, как не надо сидеть на стуле и чего не надо делать со своими руками.

Ведущий делает выводы.

Как сидеть

На стуле сидят прямо и свободно, не горбясь и не облокачиваясь. Не следует раскачиваться на стуле, сидеть на краешке, либо верхом. Садится и вставать нужно бесшумно. Стул не передвигают, а переставляют, держа его за спинку. Сидя не качают ногой, не стучат по ножке стула. Не ёрзают, колени держат вместе, ступни одна возле другой. Считается некрасиво подпирать щеку рукой или класть голову на руки. В такой позе невежливо разговаривать с другими.

Руки

Многие люди не знают, что делать со своими руками. Не занятые руки нужно держать спокойно. Плохая привычка теребить что-либо, стучать, щёлкать пальцами, чесать затылок или за ухом, массировать руками щёки, пальцем тереть переносицу, демонстративно рассматривать свои ногти. При разговоре жестикуляцию необходимо свести до минимума. Неприлично держать руки в карманах, хлопать собеседника по плечу, теребить его пуговицу, держать за рукав, подталкивать локтем.

 

Ведущий: Наша лотерея подошла к концу. Скажите, пожалуйста, ребята, а почему она называется «беспроигрышной»? Что вы выиграли в этой лотерее?

– Мы выиграли взаимные  аплодисменты, значит, мы вели себя культурно.

– Каждый из нас стал чуточку культурнее, а значит и выиграл.

– Мы закрепили знания о том, как нужно вести себя в разных ситуациях.

Заключительная часть. Релаксация.

- Подводя итог всему выше сказанному, давайте мы с вами продолжим предложения:

На доске:

  • Я пользуюсь вежливыми словами тогда, когда ... .
  • Мне помогают правила вежливости тогда, когда ... .
  • Мне бы хотелось видеть окружающих людей вежливыми потому, что ...

Перед вами белый бумажный человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак вежливого человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и записываются характеристики вежливого человека)

Я НАДЕЮСЬ, ЧТО СЕГОДНЯ МЫ ОБЩАЛИСЬ НЕ ЗРЯ, И ВЫ БУДЕТЕ СТАРАТЬСЯ ОБЪЕКТИВНО ОЦЕНИВАТЬ СЕБЯ, СЛЕДИТЬ ЗА СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ.
Комментарии (0)